«Яндекс» запустит собственный шеринг электросамокатов

«Яндекс» собирается запустить в России сервис проката электросамокатов наподобие существующих Lyft, Lime, «Делисамоката» и YouDrive lite. Об этом TJ рассказали четыре источника, знакомые с ситуацией.

По данным источника на рынке каршеринга, «Яндекс» начал работу над сервисом как минимум в декабре 2018 года и вёл переговоры с компанией Urentbike, которая обладает своей платформой для проката велосипедов, но не оперирует в центральном регионе РФ. В Urentbike отказались от комментариев, но по данным источника переговоры не привели к сделке.

Анализ рынка и переговоры со стороны «Яндекса» велись сотрудниками компании «Яндекс.Такси», а не каршеринга «Яндекс.Драйв». Внутри «Яндекса» эти два направления существуют независимо: «Драйв» — экспериментальное направление внутри «большого „Яндекса“», а «Такси» — отдельная компания, долей в которой владеет Uber, и которая в том числе занимается сервисами доставки «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Шеф».

Заказать партию электросамокатов «Яндекс» планировал у крупнейшего на рынке поставщика, Futuland. На сайте компании говорится, что она обладает экслюзивным правом дистрибуции новейшей модели самокатов Ninebot Max, которые с начала 2019 года используют американские шеринги Lyft и Lime. Однако до сих пор они недоступны для покупки в России, и в Futuland затруднились сообщить TJ, когда ожидается их первая поставка. По данным источника, «Яндекс» собирался выйти на рынок сразу с новой моделью самокатов, а не закупать старые.

Ещё один источник на рынке каршеринга называет примерный объём закупки «Яндекса» — около 2 тысяч самокатов. Профильное издание «Трушеринг» тоже писало со ссылкой на источник о планах «Яндекса» купить «несколько тысяч самокатов Ninebot». По данным на конец сезона 2018 года, у «Делисамоката» было 2650 самокатов, а у YouDrive lite — 500. Источник утверждает, что в новом сезоне сервисы могут увеличить свои парки самокатов — «Делисамокат» до 5 тысяч штук, а YouDrive lite — до 2 тысяч.

Существующие на рынке компании в основном используют модель самокатов Ninebot ES2 с дополнительной внешней батареей: он не обладает собственной телеметрией (не может сообщать удалённо, где находится и какой у него заряд), а его главная проблема — длительная подзарядка, порядка 8 часов (помимо внешней, у него есть и внутренняя батарея). Пока самокат подзаряжается, он не находится на линии, поэтому если у компании есть, скажем, 2 тысячи самокатов, то реально на линии в конкретный момент времени находится максимум половина: остальные или подзаряжаются, или чинятся.

Ninebot Max отличается от предыдущего поколения не так уж сильно: компания заявляет, что он специально создан для шеринговых сервисов и способен выдерживать больше повреждений, а также проезжает максимум 60 км (вместо 45 км в прошлой модели), а его колёса увеличили с 8 до 10 дюймов. В отличие от ES2, модель Max нельзя складывать.

Близкий к транспортному комплексу Москвы источник рассказал, что в Дептрансе знают о планах «Яндекса» по запуску такого сервиса и закупке самокатов, но считают, что компания не успеет выйти на рынок летом 2019 года и скорее всего перенесёт запуск на 2020-й. По данным источника в одной из каршеринговых компаний, тот факт, что «Яндекс» закупает самокаты уже сейчас, говорит о планах запуститься именно летом 2019 года, так как через год рынок серьёзно поменяется и текущие модели устареют. Он предполагает, что «Яндекс» не успеет к концу мая (когда в 2018 году запустились первые игроки на российском рынке) и назначит запуск на июнь, а сервис будет запущен в виде отдельного приложения, но с общей авторизацией по аккаунту в «Яндексе».

Ни название, ни другие подробности будущего сервиса не известны. Представители «Яндекс.Драйва» и «Яндекс.Такси» отказались от комментариев.

Источник: